Герб

Управление по работе с территориями
Лузского муниципального округа
Кировской области
Российской Федерации

История

Населенный пункт на месте города возник в 1897 году с связи со строительством железной дороги Пермь — Вятка — Котлас. С 1944 г. Луза — город, с 1963 г. — центр одноименного района. Расположен в северной части города на р.Лузе (приток р.Юг). Расстояние до областного центра по железной дороге — около 300 км.

Население — 13,7 тыс. человек (1993 г.).

В конце прошлого столетия на месте современной Лузы были лишь чахлые сосновые леса и болота. Но пришли (юда мужики из окрестных деревень — Турина, Коровайкова, Слободки, прорубили просеки, соорудили насыпи, поставили опоры для моста. И в 1897 году появилась станция: два коротких разъездных пути, водонапорная башня, два казенных домика да каменная коробка бани.

Ситуацию быстро оценили лальские и устюжские купцы. Вскоре здесь появилось несколько домов и торговых складов, не забыли сделать и «казенку» — традиционное питейное заведение.

В Лузе скрестились железнодорожные, водные и гужевые пути: в семи километрах от станции проходил очень оживленный по тому времени Великоустюгский тракт, по которому возили свои товары купцы Токмаковы из Верхнелалья, фабриканты Сумкины из Лальска, богатые крестьяне из Папулова.

Уже в первый год (а движение по всей линии дороги было открыто с 1 января 1899 года) станция получила и отправила 173504 пуда всевозможных грузов. Приехали и уехали около 3 тысяч пассажиров. Регулярно курсировал поч-гаво-товарно-пассажирский поезд Котлас — Вятка — Пермь.

В путеводителе по Кировской области сказано о дореволюционной Лузе следующее: «Луза являлась глухим местом Вологодской губернии. В населенном пункте было не более десятка домов. Промышленность находилась в зачаточном состоянии, работал один маслозавод, школы не было».

В 20-е годы на месте кособоких домишек заштатного захолустья стал подниматься рабочий поселок. Улицы прокладывались прямо по сосновому бору. И сейчас еще в городе можно увидеть сосны — ровесницы века. В 1924 году проживали здесь 414 человек. Жили не только железной дорогой. Все больше крепло лесное дело.

В первые годы советской власти лесоразработки велись государственными, кооперативными и частными предприятиями. В 1926-27 годах из 5468 лесных торговых складов лесным кооперативам и частным лицам принадлежал 4441. Дело спорилось. Планировалось строить крупный лесокомбинат, и место было выбрано на пересечении железной дороги (ныне заброшенной) с рекой Лузой в районе деревни Лопотово. Но жизнь сделала поправку. Спроектированные в 1928 году электростанция и лесозавод впоследствии были привязаны к Лузе.

Долгое время город был местом ссылки. Там, где сейчас растут улицы пригородного поселка лесозаготовителей «Новый путь», раньше стояли бараки. Не только в период коллективизации, но и в предвоенные, военные годы не по доброй воле прибывали сюда люди из Поволжья, Воронежской власти, с Украины — спецпереселенцы, немецкой национальности, раскулаченные, с трудом выживавшие в непривычном суровом климате. До сих пор в городе много людей с немецкими фамилиями: Гак, Ольденбург, Кренцлер и другие.

В 1936 году в поселке началось строительство ЦЭС и лесокорпуса. В 1940-м появляется выделенный из состава «Севтраслеса» трест «Лузтранслес». Наверно, не изгладилась в памяти старожилов города и ветеранов производства картина, когда выкатку леса и перевозку его по узкоколейным дорогам на вагонетках осуществляли лошадьми. Сейчас же в лесном деле на основе механизации и автоматизации произошли огромные изменения. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 сентября 1944 года поселок Луза был преобразован в город районного подчинения, а в 1965 году он стал административным центром района.

Сейчас Луза — крупный центр лесопиления и деревообработки. Производственное объединение «Лузский лесопромышленный комбинат» объединил лесозавод, сплавконтору, биржи в единое мощное предприятие. В год в среднем здесь пыпускастся более 400 тысяч кубических метров пиломатериалов. В их числе экспортные поставки составили в 1989 году 232,1 тысячи кубометров. Предприятие имеет постоянных партнеров у нас в стране и за рубежом.

Древесина всегда поступала на комбинат по реке. Но в последние годы в экологических целях объем сплавных работ значительно уменьшился. В дальнейшем предполагается вообще прекратить молевой сплав по реке Лузе.

Сейчас на предприятии 21 цех, около 3 тысяч работающих. Выпускается широкий ассортимент продукции: кроме пиломатериалов — технологическая щепа, шпалы широкой колеи, дверные блоки, ящичные комплекты, фиброцементные плиты, товары народного потребления.

Во всем мире растут требования к качеству продукции. Учитывая это, комбинат заключает взаимовыгодные договоры с финской фирмой «Раума-Репола», западногерманскими «Бизон» и «Гре КОН» на установку современного оборудивания по сухопутной сортировке бревен, сращиванию коротки мерных пиломатериалов.

Заключен контракт на поставку фрезернопильной линии с фирмой «Содерхолис» (Швеция). В здании управления ЛПК выделена специальная комната для музея боевой и трудовой славы. Здесь вам покажут портреты знатных земляков, героев-лузян, сражавшихся за Родину в годы Великой Отечественной войны, и тех, кто в наше время славно трудится в цехах производства. Например, станочный поток В.Н. Коновалова — Г.Е. Гребенкина (цех N 5) был признан победителем во Всесоюзном соревновании, ему присвоено звание «Лучшая бригада Минлеспрома СССР за 1989 год». Занимали призовые места в соцсоревновании рамные бригады А.И. Раевского из восьмирамного цеха, В.В. Морозова (цех N 10), В.А. Рупасова (цех N 8).

Большая часть новостроек в городе — собственность лесопромышленного комбината. Рядом с центральной проходной выросло несколько пятиэтажных домов. Общая площадь жилья, возведенного на средства комбината, составляет более 100 тысяч квадратных метров. Развивается подсобное хозяйство комбината. Сейчас это не только теплицы для выращивания ранних овощей, зелени, рассады, но и животноводческая ферма, свинарник, заливные луга, сенокосы, поля под зерновые культуры и картофель.

В Лузе расположена также производственная база и административное здание Лалъской ПМК, самой крупной строительной организации в районе. Все наиболее значительные объекты в городе и районе возведены усилиями этого коллектива. За последние годы пущены в эксплуатацию здания горисполкома, агропромбанка, детских комбинатов «Василек» и «Солнышко», жилые дома, строится дорога Лальск — Верхнелалье в бетонном исполнении, начато строительство молокозавода, в ближайшее время планируется заложить здания вокзала и гостиницы.

Большое жилищное и социально-культурное строительство ведет в последние годы ремонтно-механический завод. Предприятие специализируется на выпуске деревянных кузовов к автомобилям марки ГАЗ, а также ремонтирует двигатели и другие узлы автомашин. Кроме того, выпускает электроды для сельскохозяйственных предприятий области, товары народного потребления: штакетник, решетки для газовых плит.

Недалеко от проходной завода вырос целый микрорайон благоустроенных домов, где есть свой магазин, детский сад, другие социально-бытовые объекты.

Планируется построить механизированный склад, капитально отремонтировать старое здание цеха авторемонта, в котором до революции размещался маслозавод купца Чебаевского. Ну и, конечно, необходимо строительство котельной, без которой невозможно развитие завода и всего микрорайона.

В городе базируется межхозяйственная строительная организация, хозрасчетный прорабский участок, дорожностроительный участок, лесопункт.

В 1918 году в Лузе не было учреждений культуры, школ, а четыре ученика из самых зажиточных семей ходили в школу в Усть-Недумье, что находилась в пяти километрах от поселка. А сейчас в городе две средние, одна неполная средняя, две начальные и одна вечерняя школы, в которых обучается около двух тысяч человек. В когорте педагогов — заслуженные учителя школы РСФСР В.И. Нечаев, Н.И. Шпикина, их коллеги — отличники народного просвещения.

Построен комплекс СПТУ-25, которое в основном готовит рабочих строительных специальностей (штукатуров-маляров, каменщиков) для Лалъской ПМК, а также станочников, электрогазосварщиков, электромонтажников. Кроме этого, в ПТУ девушки получают профессии швеи, повара, продавца продовольственных товаров. В трех общежитиях, учебном корпусе, мастерских, спортивном зале живут учатся и занимаются 250-300 человек.
Интересно, что сохранен журнал учащихся Лузы, и первая запись в нем сделана 5 июня 1942 года. Это заявление молодого колхозника с просьбой принять его учиться на плотника в фабрично-заводскую школу N 20. В 1942 году эту школу развернули в Лузе. Нашли для ребят лучшие по тем временам помещения (ныне двухэтажные жилые дома на улице Гагарина). В них были размещены палаты военного госпитали, для учащихся выделили несколько комнат. А жили они в бараках неподалеку.

Сразу после войны в Лузе развернулось большое жилищное строительство, которое вели выпускники учащиеся ПТУ. Выросли тогда ряды домов на улицах Чапаева, Маяковского, Пушкина. В 1952 году полностью отстраивалось улица Гоголя. Застраивается улица Маяковского.

В последние годы больше внимания стало уделяться организации культурного досуга жителей города. Молодежи центр «Мозаика» на основе фонда молодежных инициатив открыли видеокафе. Составлена проектно-сметная документация на строительство молодежного жилищного комплекса. Не только квартиры для только что родившихся семей будет включать в себя комплекс, но и видеозал, вечерний детский сад, комнаты для занятий кружков, студий и спортивных секций, швейный цех.

На базе центра создано районное творческое объединение, где работают самодеятельные художники, мастера-прикладники. В городе состоялось уже несколько выставок, на которые представили свои работы живописцы Борис Ширяев, Александр Веревкин, Василий Бобылев, гравер Владимир Мартьянов, резчик по дереву Михаил Калинин другие.

По инициативе райкома ДОСААФ и совета воинов был создан клуб старшеклассников «Резерв», где ведется подготовка юношей к службе в армии.

А из видов спорта наибольшей популярностью, пожалуй, пользуется тяжелая атлетика. В клубе «Ювента» занимаются и мальчишки, и юноши, и зрелые мужчины. Недавно пришли сюда и женщины. На первенстве РСФСР по гиревому спорту среди юношей несколько лет назад лузянин Сергей Захаров и Сергей Осипов стали серебряным и бронзовым призерами. Тренирует тяжеловесов В.В. Угрюмов.

Впрочем, штанге конкуренцию вполне составят лыжи. Давно и плодотворно работает на лесокомбинате тренер А.А. Свинин, воспитавший целую когорту мастеров спорта СССР по лыжным гонкам.

С 1969 года работает в городе детско-юношеская школа с двумя отделениями — лыж и классической борьбы. Школа имеет филиалы на базе общеобразовательных школ города, а также района, располагает хорошей материально-технической базой: есть игровой спортзал, залы общефизической подготовки, борьбы, открытая спортивная площадка с деревянным покрытием, две хорошие лыжные базы и необходимые подсобные помещения.

В 1935 году на станции Луза было создано отделение Северного краевого автогужтранса, которое положило начало развитию автотранспорта в районе. С 1959 года в городе открывается автобусное движение. И сейчас на трех городских, на пригородных и междугородных маршрутах курсируют ежедневно до 20 автобусов, а также более 30 автомобилей для перевозки народнохозяйственных грузов. Растет объем работ выполняемых автопредприятием. Автобусным движением город связан с Великим Устюгом, а также со всеми крупными населенными пунктами района.

Развивается железнодорожная станция, самая северная на Горьковской железной дороге. Имеется регулярное пассажирское сообщение Луза — Киров и Луза — Котлас.

В детской музыкальной школе занимается около сотни ребят по классу фортепиано, баяна, аккордеона, народных инструментов. Работают кинотеатр «Спутник», Дом культуры «Юность», профсоюзные клубы.

В центральной районной больнице сейчас 250 коек, в девяти отделениях и поликлинике ведут прием 37 врачей, работают 142 средних медицинских работника. Кроме этого, в городе пять медпунктов, здравпункт лесокомбината. Однако укомплектованность медицинскими кадрами, особенно врачами, еще низка.

В 1994 году на свет родился проект детальной планировки Лузы, разработанный институтом «Кировгипрогор» Согласно ему, тут появятся путепровод, спортивный центр, детский комплекс с плавательным бассейном, православная церковь. Город будет подключен к газопроводу. Будут продолжены и работы по озеленению, начатые в 60-е годы большим энтузиастом этого дела, почетным гражданином Лузы В.А. Меныпиковым.

Основные даты.

  • 1897 г. — основана станция Луза.
  • 1928 г. — построены лесопильный завод и электростанция.
  • 1940 г. — образован трест «Лузатранслес».
  • 1944 г. — поселок Луза получил статут города.
  • 1965 г. — Луза становится районным центром.
  • 1994 г. — разработан проект планировки города.